Поделиться новостью в социальной сети:

Существующая схема реализации механизма расширенной ответственности производителей предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров, утративших свои потребительские свойства (далее — отходы).

В данной схеме задействованы производители (импортеры), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие утилизацию отходов, российский экологический оператор, а также ассоциации, созданные производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.

В соответствии с действующим регулированием федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (далее — федеральный оператор) участия в механизме расширенной ответственности производителей не принимает.

При этом с 1 марта 2022 года при выполнении своих функций по организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности федеральный оператор фактически участвует в организации утилизации данных отходов.

В этой связи в механизме расширенной ответственности производителей целесообразно определить роль федерального оператора.

Принимая во внимание планируемое в среднесрочной перспективе повышение норматива утилизации с одновременным увеличением размера экологического сбора целесообразно наделить федерального оператора полномочиями по обеспечению выполнения нормативов утилизации в соответствии с пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ.

По экспертным оценкам порядка 20−30% от всех отходов от использования товаров, отнесенных к отходам I и II классов опасности, будут передаваться федеральному оператору и утилизироваться им самостоятельно или с привлечением операторов по утилизации, соответственно, без принятия решения о включении федерального оператора в число поименованных в пункте 5 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ участников механизма расширенной ответственности производителей, выполнение повышенного норматива утилизации, технически будет невозможно.

Кроме того, необходимо отметить, что при передаче отходов I и II классов опасности федеральному оператору индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, оплачивают услуги федерального оператора по установленным ФАС России тарифам, которые включают, в том числе расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, а также расходы на реализацию инвестиционной программы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Федеральный оператор, в свою очередь, обеспечивает оплату услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности, исходя из стоимости услуг таких операторов, сложившейся по итогам проведения конкурентных процедур, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что покрывает все расходы операторов, связанные со сбором, транспортированием и утилизацией отходов.

Таким образом, в действующей с 1 марта 2022 г. схеме работы с отходами от использования товаров, подпадающих под механизм расширенной ответственности производителей, обращение с которыми осуществляется через федерального оператора, имеется резервы для оптимизации расходов участников механизма расширенной ответственности производителей.

Документы

ИСТОЧНИКregulation.gov.ru