Поделиться новостью в социальной сети:

Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“» предусматривается введение в Законе понятия «нецентрализованная система водоотведения» и урегулирования Законом отношений, связанных «с использованием такой системы, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а осуществляют сброс сточных вод в выгребные ямы, септики и иные тому подобные устройства (сооружения).

Однако, такие сточные воды в конечном итоге сбрасываются в централизованную систему водоотведения (специально оборудованные на ней пункты) и проходят очистку на очистных сооружениях канализации, так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды или нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления, законопроектом понятие «жидкие бытовые отходы» заменяется понятием «сточные воды, отводимые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».

В рамках регулирования отношений, связанных с использованием нецентрализованных систем водоотведения, Законопроектом предусматриваются следующие изменения в Закон:

  • в статью 2 Закона в части включения в нее определения понятия «нецентрализованная система водоотведения»;
  • в статью 4 Закона в части отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждения типового договора водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения;
  • в статью 7 Закона в части заключения договоров водоотведения между абонентами, осуществляющими отведение сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, и гарантирующей организацией (организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованной системы водоотведения) или гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг с организацией, имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованной системы водоотведения) и осуществляющей транспортировку сточных вод и их сброс в централизованную систему водоотведения, установления требований к транспортировке сточных вод, сброшенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения и отнесения к вопросам, регулируемым правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, особенностей водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения, требований к транспортировке и приему сточных вод, отведенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в централизованную систему водоотведения;
  • в часть 4 статьи 14 Закона, предусматривающих, что организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от заключения договора водоотведения в случае несоблюдения организацией, обеспечивающей транспортировку сточных вод из объектов нецентрализованной системы водоотведения в централизованную систему водоотведения, требований к транспортировке и приему сточных вод, отведенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в централизованную систему водоотведения, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Кроме изменений, связанных с регулированием отношений по отведению сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, Законопроектом предусматриваются иные изменения в Закон, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения и устранение отдельных недостатков в таком регулировании.

Так, Законопроектом предлагается включить в состав процесса водоотведения сброс сточных вод (как в водные объекты, так и в сооружения, предназначенные для приема сточных вод, например, пруды-накопители, пруды-испарители и т. п.), а также очистку сточных вод с использованием объектов централизованной системы водоотведения (при ее осуществлении).

При этом Законопроектом учитывается, что различные организации могут осуществлять различные составляющие процесса водоотведения с использованием не в целом всей системы, а ее отдельных объектов.

В соответствии с Законопроектом дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды включаются в состав вод, принимаемых от абонентов в централизованные системы водоотведения, независимо от того, предназначена ли централизованная система водоотведения для приема таких вод. Одновременно учитывается, что сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру, с территорий общего пользования (площади, улицы, парки, скверы и т. д.), с осадками, из почвы.

Законопроектом также вносятся изменения в статью 7 Закона, связанные с уточнением последствий нарушения абонентом установленных требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. В связи с тем, что сброс загрязняющих веществ выше предельных показателей для сброса в централизованные системы водоотведения приводит к постоянному негативному воздействию на их работу, не всегда видимому и определяемому визуально, действующая норма о необходимости компенсации расходов организации, осуществляющей водоотведение, предполагающая трактовку данной нормы, как необходимость каждый раз доказывать конкретный размер компенсации, причинно-следственную связь факта сброса с влиянием (воздействием) на систему и т. д., корректируется путем установления обязанности абонента в указанных случаях внести плату за негативное воздействие на работу объектов централизованной системы водоотведения в размере и порядке, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом учитывается, что негативное воздействие загрязняющих веществ оказывается в первую очередь на работу именно объектов централизованной системы водоотведения, при этом отдельные объекты данной системы могут принадлежать разным организациям.

Изменения в статьи 14−19 Закона обусловлены необходимостью разрешения абонентам и организациям ВКХ дополнять договоры (помимо положений, установленных типовыми договорами) иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Следует отметить, что аналогичные положения в отношении отходов предусматриваются Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В статьи 18 и 19 Закона изменения вносятся в целях учета того обстоятельства, что на сегодняшний день вопросы подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения регулируются уже не Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, и Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 642, а Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российский Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2130.

Законопроектом также предусматриваются изменения в часть 10 статьи 20 Закона, направленные на совершенствование регулирования коммерческого учета расчетным способом и устранение явных неточностей. Так, согласно пункту 3 части 10 статьи 20 действующей редакции Закона применение расчетного способа возможно только при нарушении сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев, что лишает возможности применять какой-либо расчетный способ до истечения указанного срока. Одновременно корректировка статьи 20 Закона учитывает, что в централизованную систему водоотведения принимаются сточные воды, полученные абонентом из всех источников водоснабжения, а не только централизованного (у абонента может быть своя скважина, свой водозабор и т. д.), а также возможность подачи абонентом баланса водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776.

Изменения в статью 21 Закона обусловлены необходимостью установления возможности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения не только при самовольном подключении, но и при самовольном пользовании централизованной системой водоснабжения и (или) водоотведения.

Законопроектом устанавливается особый порядок вступления в силу подпунктов «а» и «б» пункта 4 статьи 1 законопроекта — с 1 января 2025 года.

Данный особый порядок обусловлен необходимостью наличия переходного периода для вступления в силу положений об отведении сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в том числе необходимостью принятия в данный переходный период изменений в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.

Документы

ИСТОЧНИКsozd.duma.gov.ru