Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 марта 2022 г. по делу № А42−9684/2021
Суть спора
Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным и отмене представления прокурора об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Решение суда
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Фабула дела
Прокуратура на основании обращения гражданина провела проверку Общества, в результате которой выявлен факт обустройства клумб с использованием отработанных автомобильных шин.
Установив приведенные обстоятельства, Прокуратура пришла к выводу о том, что Общество допустило захламление, загрязнение используемой и прилегающей территории автомобильными шинами на земельном участке. По мнению Прокуратуры наличие клумб, выполненных с использованием отработанных автомобильных шин, является не благоустройством территории, а захоронением отходов производства и потребления.
Общество, не согласившись представлением прокурора, выданным по итогам проведения проверки, обратилось в суд с требованием признать его незаконным.
Правовое обоснование:
1.Из представления прокурора следует, что Обществу вменено нарушение требований:
- ГОСТ Р 54 095−2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин, (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30 ноября 2010 г. № 758-ст) (далее — ГОСТ Р 54 095−2010);
- ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- ст. 60 Правил благоустройства городского поселения.
2.Согласно п. 3.5 ГОСТ Р 54 095−2010 отработавшей шиной (изношенной шиной) считается пневматическая транспортная шина, утратившая свои функциональные свойства в результате окончания срока службы или по причине аварийных. Отработавшая шина состоит из камеры (пневматической шины) и покрышки.
3.Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) от 22 мая 2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, содержащий Перечень образующихся в Российской Федерации отходов (далее — ФККО).
ФККО включает в себя, в том числе: «шины пневматические автомобильные отработанные», «шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом», «камеры пневматических шин автомобильных отработанные», «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные».
Указанные виды отходов относятся к IV классу опасности. Вместе с тем из обстоятельств дела следует, что автомобильные шины установлены в виде клумб под цветы. Таким образом, данные шины в результате окраски, заполнения землей, частичного вкапывания в землю и иного целенаправленного воздействия стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства территории.
4.Суд обращает внимание на то, что действующие элементы благоустройства территории к категории отходов производства и потребления не относятся. Эксплуатация таких элементов благоустройства, как клумбы, созданные с использованием автомобильных шин, не может расцениваться как деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
5.Вместе с изложенным суд находит необоснованным утверждение Прокуратуры об отнесении автомобильных шин, расположенных на придомовой территории, к IV классу опасности.
Так, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» отнесение к классу опасности отхода производится по индексу, который определяет уровень опасности для окружающей природной среды. Таким образом, установление класса опасности отходов, а равно их влияние на окружающую среду определяется индивидуально.
Как следует из материалов дела, каких-либо расчетов или экспериментов по определению класса опасности автомобильных шин, расположенных на территории Общества, в том числе с привлечением специалистов Росприроднадзора, прокурором не производилось.
6.Суд также учитывает, что в силу ст.ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в их взаимосвязи, утилизация отходов невысокого класса опасности (IV и V) предусматривает возможность их повторного применения, допускающего производство новой продукции (в данном случае использование для изготовления клумб, украшающих территорию Общества). Доказательств того, что элементы являются опасными для жизни или здоровья граждан, суду не представлено.
Резюме суда:
Эксплуатация таких элементов благоустройства, как клумбы, созданные с использованием автомобильных шин, не может расцениваться как деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
При этом, утилизация отходов невысокого класса опасности (IV и V классов) предусматривает возможность их повторного применения, допускающего производство новой продукции.
Документы
ИСТОЧНИКzen.yandex.ru