11 сентября 2020 г. состоялось заседание Рабочей группы по РОП Аппарата Правительства РФ под председательством Абрамченко В.В., в котором приняли участие ФОИВы, сотрудники АП, члены РГ и некоторые эксперты по согласованию с отсутствующими членами РГ.

Формат заседания: выступления ФОИВов с предложениями по результатам рабочих подгрупп, дискуссия.

Наибольшую дискуссию вызвало обсуждение переноса ответственности и целесообразность введения 100% нормативов утилизации.

Основные тезисы /вопросы Абрамченко В.В., озвученные во время докладов ФОИВов:

  • РОП не должен носить фискальный характер, мы говорим об экологии, а не о деньгах. Цель – увидеть фактическую утилизацию, а не сбор денег «в кубышку»;
  • сейчас подводим итоги: за последние 4 года РОП «не летает» — что вы предлагаете инновационного, отличающегося от сегодняшней «нелетающей» модели, чтобы все заработало?
  • что конкретно будет сделано, чтобы выполнить Указ Президента № 474 (100% ТКО на сортировку, снижение захоронения в 2 раза)?
  • каким образом предложенные Минприроды России нормативы приведут к достижению целей Национального проекта «Экология»?
  • правильно ли я понимаю, что согласно предлагаемым нормативам и изменениям к 2030 г. у нас будет осуществлена фактическая переработка 90% упаковки? Что при этом поменяется завтра?
  • что нужно сделать сегодня, чтобы уже к 2024 г. мы увидели фактическую переработку 60-65% отходов упаковки, а не просто декларативные цели?
  • очень важно говорить на одном языке: что мы подразумеваем под 60% — это целевой показатель или фактическая утилизация? Правильно ли я понимаю, что когда Радионова С.Г. выедет на проверку, она увидит, что 60-65% было фактически переработано?
  • каким образом будет распределена ответственность на контейнерных площадках, чтобы учесть интересы всех сторон (регоператоров, операторов и других)? Нужна альтернативность, а не монополия;
  • сегодня РОП исполняется разными способами: на своих мощностях, через ассоциации (могут быть и посредниками, тут вопрос к С.Г.Радионовой, чтобы она их видела), через прямые договоры с операторами по обращению с отходами; коллеги предлагают сохранить эту модель, чтобы была свобода выбора. Для нас важно, чтобы появились мощности! 4 года мы в ней живем, в некоторых отраслях неплохо получилось, а в целом – не работает; свалки растут, современных полигонов не появляется. Мы должны предложить через Концепцию то, что изменит ситуацию;
  • экосбор небольшой и мощностей нет;
  • не нужно приводить экономические аргументы при обсуждении вопроса переноса ответственности – мы про утилизацию, а не про деньги;
  • важна прослеживаемость всей системы: сколько отходов и у кого образовалось, куда они пошли, где были переработаны (привела в пример компании «Меркурий», где все отслеживается);
  •  высказала неоднократное порицание ППК РЭО (нет понимания, что происходит на реальных площадках, нужно «фото в моменте» — как сейчас работают регоператоры и обычные операторы, «незачет вам, Алексей Вячеславович»);

Тезисы участников:

Минприроды России и Минпромторг России:

  • сохранение ответственности на производителях товаров в упаковке за исключением сервисной;
  • постепенный рост нормативов утилизации;
  • сохранение действующей модели РОП и ее совершенствование;

Минэкономразвития России:

  • стимулирование раздельного сбора отходов (РСП) и использование вторсырья;

Росприроднадзор:

  • ассоциации или исключить или в формате СРО с понятной ответственностью;
  • отчетный год – тот, когда выпущен товар (сейчас предыдущий);
  • введение реестра «добросовестных утилизаторов»;
  • ответственность за произведенное, а не за реализованное;
  • введение реестра всех субъектов, регистрация всех субъектов в реестре, до регистрации нельзя выпускать товар на рынок;

П. Вергун – регоператор:

  • мне нужен спрос на вторсырье, которое у меня образуется в 2024 г. – куда мне его девать, если норматив утилизации будет низким? Он должен расти опережающими темпами.
  • регоператоры должны быть единственными, отвечающими за контейнерные площадки и РСО, доход за вторсырье не должен вычитаться из прибыли.

Фокин А.И., депутат, Лига макулатуры:

  • 100% экосбор и перенос ответственности.

Лукаш С.В. (замначальника экспертного управления Президента РФ):

  • при постепенном росте нормативов так и будем топтаться на месте, нужно повышать до 100%.

Следующие шаги, озвученные В.В. Абрамченко:

  • В течение 2 недель ФОИВы дорабатывают предложения с учетом обсуждения.
  • Правительство РФ (Абрамченко В.В.) проводит согласительное совещание без бизнеса по спорным вопросам.
  • Свод предложений в Концепцию готовит Аппарат Правительства РФ – через месяц должна быть готова.

ИСТОЧНИК telegra.ph

Поделиться:

Добавить комментарий