Поделиться новостью в социальной сети:

Проект постановления Правительства Российской Федерации ‎»Об утверждении правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее — проект постановления) разработан на основании анализа правоприменительной практики проведения в субъектах Российской Федерации измерений количества твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и расчета на их основании нормативов накопления ТКО.

Проведенный анализ показал наличие следующих проблемных вопросов:

• существенная вариация значений нормативов накопления ТКО, в том числе в сопоставимых субъектах Российской Федерации;
• разрозненность подходов к расчету, установлению и применению нормативов накопления ТКО;
• систематические нарушения требований действующего законодательства к процедуре проведения натурных исследований (измерений количества ТКО) и расчету нормативов, в том числе несоответствие периодов и количества проведенных измерений количеству и периодам, установленным действующим законодательством, непроведение измерений массы образования ТКО, вычисление массы исходя из данных об объеме накопленных за соответствующий период (день) ТКО и значения плотности; математические ошибки, некорректное соотнесение объектов по категориям образователей отходов;
• в отдельных случаях — установление (корректировка) нормативов без проведения натурных исследований (измерений) либо установление нормативов накопления ТКО не на основании произведенных измерений;
• установленные нормативы накопления ТКО не охватывают всей совокупности категорий образователей отходов;
• примененный субъектами Российской Федерации порядок формирования выборки для проведения обследований не гарантирует ее репрезентативности.
Указанные выводы также подтверждаются судебной практикой.

При этом расчет количества образующихся ТКО во многих регионах построен на основе некорректных нормативов накопления ТКО, искажающих количество отходов, что приводит к ошибкам при планировании мощности объектов и неправильно рассчитанным тарифам.

Проектом постановления предусматривается введение нового метода определения норматива накопления ТКО без проведения замеров — на основании сравнительного анализа с применением значений коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В целях проработки нового подхода к установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) — метода сравнительного анализа на основании исходных данных субъектов Российской Федерации была составлена база данных замеров, проведена экспертно-аналитическая работа по их сравнению.
Направленные субъектами Российской Федерации исходные данные были проверены на предмет достоверности представленных сведений, в том числе на основании статистических зависимостей. Представленная значительным количеством субъектов Российской Федерации информация не могла быть использована для проведения дальнейшего анализа практики установления нормативов накопления ТКО: неполная информация, отсутствие исходных данных, недостоверные данные.

В результате были использованы данные по замерам из более ‎30 тыс. отдельных наблюдений — замеров или их агрегатов, сделанных ‎в 38 субъектах Российской Федерации.

Был проведен анализ факторов, влияющих на показатели накопления (сезонность, уровень доходов, урбанизация), построен рабочий инструмент моделирования на основе имеющихся данных замеров образования отходов на выборке объектов, на основе проведенного эконометрического анализа построены нормативы генерации отходов различными объектами в муниципальных образованиях Российской Федерации.

На основании данных официальной статистической информации о численности населения в муниципальных образованиях и нормативов генерации по муниципальным образованиям рассчитаны нормативы генерации отходов по субъектам Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

Данные замеров по городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь отсутствовали в выборке, что осложнило экстраполяцию на них результатов оценки генерации отходов по среднероссийским данным, в связи с чем нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов и поправочные коэффициенты по категориям образователей отходов, характеризующие изменение массы и объема образуемых отходов для таких категорий по сравнению с массой и объемом отходов, образуемых потребителями, проживающими в многоквартирных домах, по указанным субъектам Российской Федерации в проекте постановления не представлены.

Проектом постановления предлагается определять нормативы накопления ТКО для различных категорий образователей отходов методом сравнительного анализа исходя из уровня генерации отходов в многоквартирных домах (базовый показатель), поправочного коэффициента к уровню генерации в многоквартирных домах, позволяющему переходить к иным категориям образователей отходов, а также доли крупногабаритных отходов в общем составе ТКО, определенной по результатам измерений.

Для реализации указанного подхода в целях сопоставления массы и объема ТКО, образуемых отдельными категориями общественного назначения, с массой и объемом отходов, образуемых в многоквартирных домах, все полученные значения нормативов генерации ТКО по субъектам Российской Федерации были приведены к единым единицам измерения — в расчете на общую площадь.

Для субъектов Российской Федерации, осуществляющих коммерческий учет ТКО, образованных в многоквартирных домах, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в расчете на 1 проживающего, расчет нормативов генерации отходов на единицу измерения площади произведен с учетом данных официальной статистической информации об общей площади, приходящейся на 1 жителя по субъектам Российской Федерации. Поправочные коэффициенты к уровню генерации в многоквартирных домах рассчитаны по 41 категории образователей отходов.

По оценкам, внедрение предлагаемого подхода позволит существенно сократить существующую разницу в нормативах накопления ТКО по отдельным категориям образователей отходов с нескольких десятков раз (к примеру, в единицах измерения объема по категории «продовольственные магазины» — значения минимального и максимального нормативов накопления ТКО отличаются в 60 раз, по категории «кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые» — 21 раз, в единицах измерения массы для категории «домовладения» в единицах измерения массы — более 4 раз) до нескольких раз.

Расчет нормативов накопления ТКО путем сравнительного анализа позволит оперативно устанавливать нормативы накопления ТКО, в том числе в случае их отмены в судебном порядке, устанавливать нормативы накопления ТКО в отношении категорий, для которых не проводились замеры, экономить бюджетные средства, обеспечивая при этом больший охват потребителей, не имеющих возможность перейти на фактические расчеты.

Также проектом постановления предусматривается возможность корректировки нормативов накопления ТКО с учетом данных весового контроля.

Кроме того, предусматривается постепенный переход на установление нормативов накопления ТКО в двух расчетных единицах:

  • для жилых помещений — количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, или общая площадь жилого помещения;
  • для зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков и территорий муниципальных образований — общая площадь таких зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, территорий.

Также проектом постановления уточняются требования к проведению процедуры измерения количества ТКО.

Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал отсутствие препятствий для реализации положений проекта постановления.

Документы

ИСТОЧНИКregulation.gov.ru