Поделиться новостью в социальной сети:

Проектом приказа конкретизированы требования к процессам обработки и утилизации отходов компьютерного, электронного и офисного оборудования, а также иной электронной техники, утратившей потребительские свойства.

В частности, определены методы обработки, которые могут быть применены при подготовке отходов электронного оборудования к дальнейшей утилизации, а также определены результаты процесса переработки отходов, которые могут быть признаны утилизацией отходов.

Кроме того, требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 399 (далее — Требования), предлагается распространить также на обращение с отходами электрической техники, включающей в себя электрическую бытовую и промышленную технику, утратившую потребительские свойства.

Предлагаемые изменения обусловлены, в первую очередь, содержанием в электронном оборудовании, утратившем потребительские свойства, компонентов, являющихся опасным источником загрязнения окружающей среды, например, элементы питания, ртутные лампы, фреон и иные вещества, разрушающие озоновый слой, и т. п. В этой связи приоритетной задачей является установление четкого алгоритма обращения с такими отходами на каждой стадии их переработки.

Кроме того, отходы электронного и электрического оборудования (далее — ОЭЭО), обладают высокой ресурсной ценностью, поскольку являются в большинстве своем многокомпонентными отходами и содержат большое количество фракций, которые возможно вернуть в экономический оборот и использовать повторно, например, различные полимерные материалы, стекло, а также черные, цветные и драгоценные металлы.

Драгоценные металлы содержатся в комплектующих любой компьютерной техники (в материнских платах, процессорах, блоках питания, проводах). Драгоценные металлы для повторного использования извлекаются преимущественно из лома печатных плат.

Согласно информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям «ИТС 15−2016. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)» (в настоящее время актуализирован до ИТС 15−2021) общее содержание драгоценных металлов в печатных платах составляет от 25 граммов на тонну. Среднее содержание драгоценных металлов в печатных платах:

• золото — от 25 до 1000 граммов на тонну;

• серебро — от 250 до 5000 граммов на тонну;

• платина — от 5 до 40 граммов на тонну;

• палладий — от 5 до 100 граммов на тонну.

Учитывая изложенное, целесообразно предусмотреть сортировку отходов электронного и электрического оборудования, на этапе подготовки к утилизации, в том числе с целью выявления исправного оборудования, элементов оборудования, пригодных для восстановления и повторного использования.

Проектом приказа также уточняется пункт 60 Требований — второе предложение предлагается исключить ввиду невозможности его исполнения, так как любые отходы ОЭЭО, по сути, обладают пожароопасными свойствами. Кроме того, исключаемая норма прямо противоречит первому предложению пункта 60 Требований, согласно которому накопление, хранение отходов электронного оборудования осуществляются в местах (площадках) накопления, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения, оснащенные воздухообменной вентиляцией и средствами пожаротушения, исключающие доступ к таким отходам посторонних лиц.

Проектом приказа также регламентируется процесс утилизации отходов холодильного оборудования. Так, в качестве итога утилизации холодильного оборудования определены рекуперация холодильного агента при утилизации холодильного оборудования для его последующего вовлечения во вторичный оборот, дегазация утеплителя холодильного оборудования с целью сбора вспенивающих агентов с целью вовлечения во вторичный оборот, получение вторичного полимерного сырья и разделение его по видам материалов с обязательной передачей для последующего гранулирования, измельчение металлосодержащих элементов отходов электронного и электрического оборудования в целях дальнейшей распайки и глубокой обработки электротехнических плат с получением вторичных ресурсов.

Соответствующее требование позволит снизить потенциальный вред, наносимый окружающей среде от попадания фреонов и иных веществ, разрушающих озоновый слой в окружающую среду, а также повысит вовлечение таких веществ во вторичных оборот.

Утилизация отходов электронного и электрического оборудования, содержащих озоноразрушающие вещества, входит в число обязательств, принятых Российской Федерации при подтверждении своего участия в Монреальском протоколе по веществам, разрушающим озоновый слой, вступившем в силу в 1989 году.

В силу абзаца седьмого части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

В связи с чем возникла необходимость распространить Требования также на обращение с отходами электрической техники, включающей в себя электрическую бытовую и промышленную технику, утратившую потребительские свойства, при этом подробнее регламентировав требования к обращению с ними.

Кроме того, вовлечение в повторное использование хладогенов может служить дополнительным механизмом преодоления дефицита такой продукции в связи с вводимыми мерами по квотированию ее ввоза и производства.

Во исполнение пункта 15 дорожной карты по реализации Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 31.03.2021 № 2915п-П11, которым предусмотрена подготовка предложений по установлению требований к сбору и утилизации отходов по группам товаров с учетом отраслевой специфики, включая параметры глубины утилизации отходов, проект приказа также устраняет пробел действующей редакцией Требований в части глубины утилизации ОЭЭО, в то время как по иным группам однородных отходов она установлена (группа «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств» — пункты 18 и 19, группа «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» — пункты 35 и 36, группа «Отходы шин, покрышек, камер» — пункт 79 Требований).

В этой связи проектом приказа также установлена глубина утилизации — доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции.

Кроме того, важно скорректировать раздел I «Общие положения» Требований, дополнив их минимально необходимыми требованиями. Учитывая работу по совершенствованию требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию отходов (далее — утилизаторы) в рамках проводимой реформы расширенной ответственности производителей и фактически отсутствие требований к утилизаторам (в частности отходов V класса), Требования зачастую применяются отходообразователями и субъектами РОП, в качестве ключевых критериев при выборе утилизатора, в связи с чем должны давать понятные критерии отбора и оценки утилизаторов.

В частности предлагается:

1.Закрепить требования по наличию у утилизаторов кодов ОКВЭД 2, включенных в группировки 38.2 «Обработка и утилизации» и 38.32 «Утилизация отсортированных материалов», что необходимо для исключения лиц, фактически занимающихся куплей-продажей отходов, и не обеспечивающих их утилизацию.

В результате некачественного учета лиц, осуществляющих утилизацию отходов, существует реальная угроза попадания отходов на несанкционированные свалки не учтенных в статистической отчетности в общих потоках захораниваемых отходов. Хотя в форме статистического наблюдения 2-ТП (отходы) и должен указываться код ОКВЭД 2, на текущий момент проблема некачественной статистической отчетности является важной и нашла отражение в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р). Совершенствование федерального статистического наблюдения в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсам, совершенствование кодов ОКВЭД 2 и ОКПД 2 также предусмотрено в Плане мероприятий по реализации указанной Стратегии (утв. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисовым от 10.06.2021 № 5637-П9).

В отсутствие требований по наличию соответствующих кодов ОКВЭД, проводимая работа будет недостоверна, а предпринимаемые меры по развитию отрасли неэффективными.

2.Указывается уже закрепленные в законодательстве требования по наличию лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами I — IV классов опасности (в случае осуществления деятельности по утилизации отходов I — IV классов опасности) и ведению учета отходов, в порядке, установленном приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Данное требование позволит правоприменителям дополнительно обращать внимание на уже установленные законодательно требования.

3.Устанавливается требование по защите объектов обращения с отходами от свободного доступа посторонних лиц. Данное требование уже содержится в Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 (пункт 29). При этом, Требования распространяются на обращение с группами однородных отходов I-V классов, которые зачастую имеют более высокий класс опасности, чем ТКО, и на таких объектах может быть создана большая опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человек. Таким образом, представляется необходимым закрепить рассматриваемое требование в проекте приказа.

4.Аналогично, учитывая большую опасность однородных групп отходов I-V классов, а также ввиду неоднократно выявленных нарушений в рамках РОП, связанных с завышением объемов утилизированных отходов, представляется также важным обеспечивать фото-и (или) видеофиксацию весового контроля.

Документы

ИСТОЧНИКregulation.gov.ru