Поделиться новостью в социальной сети:

В ходе правоприменительной практики законодательства РФ в сфере обращения с ТКО были выявлены проблемы, связанные с неоднозначностью отдельных положений в части отнесения процессов производства топлива и компоста, технического грунта и других органических удобрений из ТКО к тем или иным видам деятельности по обращению с отходами. Так, исходя из существующего законодательства РФ указанные процессы участники рынка, органы власти и надзорные органы могут рассматривать как процесс, относящийся к обработке, либо обезвреживанию, либо утилизации ТКО.

Отсутствие определенности в указанном вопросе ведет к трудностям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при определении источников финансирования таких проектов (предельные тарифы в области обращения с ТКО или иные источники), установлению требований к таким видам деятельности и реализуемым проектам, возможности финансирования со стороны государства (в том числе в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология») и др.

В настоящий момент в РФ 16 объектов по компостированию отходов и 2 объекта, на которых производится топливо из отходов. В федеральной схеме обращения с ТКО предусмотрено создание более 170 объектов компостирования органической фракции ТКО и 80 объектов производства топлива из отходов. При этом такие объекты в федсхеме рассматриваются как объекты утилизации отходов, поскольку результатом их работы являются грунт и топливо, которые используются вместе с первичными материалами и замещают их в производстве.

Кроме того, необходимо учитывать, что утилизация не относится к регулируемым видам деятельности, а расходы на утилизацию ТКО не учитываются при формировании тарифов на услуги по обращению с ТКО. Инвесторы не рассматривают возможность строительства объектов, на которых осуществляется компостирование и производство топлива, как объектов утилизации отходов, поскольку для этих объектов невозможно установить регулируемые тарифы и гарантировать возврат инвестиций.

Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагается относить процессы получения из отходов компоста и иных органических удобрений, а также топлива к утилизации отходов, однозначно закрепив это в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В связи с этим предлагается по аналогии с энергетической утилизацией установить государственное регулирование цен (тарифов) на деятельность по утилизации ТКО с производством топлива, утилизация ТКО путем компостирования с последующим учетом соответствующих расходов в составе предельного единого тарифа на услугу регоператора по обращению с ТКО.

По итогам анализа тарифных дел операторов по обращению с ТКО определено, что в некоторых случаях в инвестиционных программах операторов компостирование отнесено к обезвреживанию, однако отдельного тарифа на обезвреживание не устанавливается, а соответствующие расходы учтены в тарифе на захоронение, учитывающем обработку ТКО; в других инвестпрограммах операторов компостирование отнесено к обработке или захоронению, а соответствующие расходы учтены в тарифе на захоронение, учитывающем обработку ТКО. При этом результатом процесса компостирования во всех инвестиционных программах операторов указывается продукт, который используется в качестве вторичного сырья (технический грунт, компост).

Таким образом, расходы на компостирование и производство топлива уже учитываются в тарифах операторов. При этом неопределенность в квалификации компостирования и производства топлива позволяет органам регулирования тарифов субъективно определять, какие расходы в каждом конкретном случае могут быть включены в тариф. С учетом изложенного принятие законопроекта не приведет к росту предельных тарифов в области обращения с ТКО, а приведет только к перераспределению расходов внутри тарифа и корректному отнесению тех или иных процессов к видам деятельности по обращению с ТКО.

Законопроектом предусматривается выстраивание системы взаимосвязанных показателей в области обращения с ТКО для Российской Федерации. На основании национальных целей развития РФ на федеральном уровне (в федеральном проекте) определяются целевые показатели в области обращения с отходами для субъектов РФ.
Субъекты РФ в территориальной схеме обращения с ТКО закрепляют показатели эффективности объектов обработки, утилизации, захоронения ТКО, позволяющие обеспечить достижение целевых показателей по обработке, утилизации, захоронению РФ в субъекте РФ.

Указанные показатели эффективности объектов применяются для определения обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере обращения с ТКО, по реализации производственной и инвестиционной программ, а также для целей регулирования тарифов.

Документы

ИСТОЧНИКsozd.duma.gov.ru