Поделиться новостью в социальной сети:

7 ноября 2022 года Томское УФАС России выдало УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки злоупотребления доминирующим положением.

В Томское УФАС России обратилось два индивидуальных предпринимателя с жалобой на действия регионального оператора УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», оказывающего услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в седьмой зоне деятельности, включающей город Томск и Томский район.

В 2019 году САХ г. Томска присвоен статус регоператора, соответственно, что обязало всех собственников отходов заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

САХ г. Томска направило предпринимателям проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако, предприниматели не согласились с предложенным регоператором способом коммерческого учета ТКО, о чем уведомили его, направив мотивированный отказ от заключения договора.

Дело в том, что типовая форма договора САХ г. Томска, размещенная на официальном сайте и предлагаемая к заключению потребителям, не соответствовала требованиям Правил обращения с твердыми коммунальными отходами*.

По законодательству при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО стороны имеют право согласовать способ коммерческого учета ТКО: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, расчетным путем исходя количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО. Однако типовая форма САХ г. Томска составлена таким образом, что не предоставляет потребителю право выбрать способ.

Урегулировать разногласия при заключении договора с предпринимателями регоператор отказался. Договор с предпринимателями заключен на условиях, предложенных САХ г. Томска, без учета предложений контрагентов внести изменения в договор.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что указанные действия САХ г. Томска, занимающего доминирующее положение, по навязыванию контрагентам невыгодных условий договора содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции**.

УФАС обязало УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» прекратить описанные действия и в течении 30 дней рассмотреть возражения (мотивированные отказы) контрагентов, согласовать договоры в соответствии с требованиями законодательства, произвести перерасчет платы за оказанные услуги по обращению с ТКО по договорам, заключенным с предпринимателями, а также внести изменения в форму типового договора, которая размещена на официальном сайте УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», и уведомить об этом потребителей.

Для справки:

* Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об 2022−1093 обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

** согласно пункту 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

ИСТОЧНИКtomsk.fas.gov.ru