Почему необходимо срочно развивать перерабатывающую отрасль в России.

Мусорная реформа, стартовавшая в регионах России полтора года назад, показала практически полное отсутствие одного из звеньев системы обращения с отходами – отрасли переработки. Мусоросортировочные заводы вынуждены работать не на полную мощность из-за избирательности спроса компаний-переработчиков. Например, тюменский завод, равного которому нет в соседних регионах, может отбирать больше видов сырья, но для этого необходимы компании, которые смогут перерабатывать разные виды отходов. По мнению экспертов отрасли, проблема отсутствия перерабатывающих предприятий типична для всех субъектов страны и является серьезной препоной на пути реализации нацпроекта «Экология».

Почему отстает переработка отходов

Тюменская область в реализации мусорной реформы считается передовым регионом: эксперты отмечают, что здесь быстрее и активнее, чем в других субъектах РФ, начался этот процесс. В 2019 году здесь в рамках концессионного соглашения был построен мусоросортировочный завод (МСЗ), мощности которого опережают многие российские предприятия по сортировке твердых коммунальных отходов (ТКО).

Так, завод в Тюмени может обрабатывать до 90 тон отходов в час. Для сравнения: мощность недавно заработавшего подобного предприятия в Нижнем Новгороде, которое также считается передовым, составляет 60 тонн ТКО в час. Руководство тюменского завода отмечает, что производительность можно еще увеличить, если скорректировать график работы и ввести дополнительные смены. Однако на сегодняшний день не только в регионе, но и в УрФО нет предприятий, способных полностью перерабатывать продукцию, выпускаемую на заводе.

Сейчас из отобранных на заводе ТКО устойчивый спрос на перерабатывающем рынке имеют только отдельные полезные компоненты. На предприятии отмечают крайнюю избирательность потребителей – компаний, занимающихся переработкой вторсырья. Они демонстрируют спрос на ПЭТ, некоторые виды пленки и пластика, металлы, стекло, но игнорируют другие перспективные группы отходов. В частности, невостребованными остаются резина, текстиль, древесина, тетра-пак, предметы гигиены, пищевые отходы. Меж тем последние составляют значительную часть в общем потоке отходов: их доля порядка 40 %.

По мнению экспертов отрасли, причина такой ситуации – в крайней неразвитости отрасли переработки отходов, которая значительно отстает от сортировки, и эта проблема характерна не только для Тюменской области.

«Сортировка вышла на серьезные мощности, но востребована весьма избирательно. Бизнес, который является потребителем вторсырья, безусловно, отстает, и в этом проблема, – отметил член Тюменского регионального штаба ОНФ Сергей Соловьев. – Спроса нет, потому что нет технологий вторичной переработки или, точнее, бизнес не внедряет эти технологии, потому что нет дальнейшего рынка сбыта».

Исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин также считает, что перерабатывающий бизнес отстает, потому что не видит выгоды.

«Переработка отходов – достаточно трудоемкий и затратный процесс. Легко измельчить, например, стекло или бумагу, но с пищевыми отходами имеются нюансы: возникает вопрос запаха, разложения мусора. Для решения этой проблемы применяется технология компостирования, но она очень дорогая. Таким образом, затраты на переработку превышают экономическую отдачу, поэтому бизнесу невыгодно этим заниматься», – сказал эксперт.

Другая проблема, по мнению Руслана Губайдуллина, – нестабильность данного рынка. А бизнесу важен вопрос, где взять сырье хорошего качества на постоянной основе.

Однако, несмотря на то, что мощностей Тюменского МСЗ достаточно, чтобы обеспечить стабильные объемы поставок сырья по конкурентоспособной стоимости, существующие предприятия переработки вторсырья пока все равно не готовы работать с такими объемами.

Развивая отрасль, освоим новые направления

Ошибочно полагать, что указанная проблема касается только бизнеса. Неразвитость отрасли переработки ТКО приводит к тому, что невостребованные отходы направляются на захоронение.

По словам Сергея Соловьева, 75 % всего мусора, который мог бы пойти на вторичную переработку, ложится грузом.

«Если нет решения по утилизации, полигонов будет все больше и больше. Мы можем использовать технологии по уменьшению объемов ТКО на свалках, но это все паллиативные меры», – пояснил эксперт.

На полигонах пищевые отходы, которые могли быть отсортированы и отправлены на переработку, становятся основным катализатором для выделения вредных веществ от прочих составляющих ТКО. Именно органика зачастую приводит к стихийным возгораниям на полигонах. Между тем пищевые отходы и мелкие компоненты можно использовать на производстве технического грунта, который, в свою очередь, может применяться в качестве изолирующего материала при пересыпке слоев отходов на полигонах ТКО, при рекультивации старых свалок и полигонов, а в перспективе – в строительной отрасли.

Эксперты еще расширяют проблему: без решения вопроса переработки, особенно органической фракции отходов, невозможно достигнуть показателей по нацпроекту «Экология» в части утилизации отходов, а значит, приблизиться к решению проблем свалочных выбросов, загрязнения стоками с полигонов почвы и воды.

Так, по нацпроекту к 2024 году переработку должно проходить 36 % всех ТКО в стране. Сейчас, по данным ассоциации «Чистая страна», этой процедуре подвергается всего 5–7 % отходов. Без развития предприятий, работающих с вторсырьем, достижение поставленной планки кажется невозможным.

Импульс от государства

Решения проблемы ждут от властей на всех уровнях. По мнению экспертов, важно создать значимые экономические стимулы для бизнеса, который готов работать со вторсырьем. Для этого у государства есть широкие возможности: налоговые преференции, субсидии и другие подобные методы.

«Необходима серьезная господдержка. Регоператоры могут решить многие вопросы отрасли, но вторичная переработка выходит из сферы их деятельности, – отметил Сергей Соловьев. – Если бизнес увидит административную поддержку, если появится соответствующая госпрограмма, которая даст импульс внедрению технологий (а это будет возможно, если появится рынок сбыта), то бизнес сам проявит инициативу и начнет искать решения. Но поддержка нужна для всей этой технологической цепочки, чтобы конечный результат переработки становился качественным товаром и был востребован на рынке».

Эксперт не исключил также варианты государственно-частного партнерства в отрасли переработки, как это уже встречается в сфере мусоросортировки. В любом случае, по его мнению, без господдержки такие предприятия не справятся, равно как и регионам необходимо содействие федерального центра в этом вопросе.

«Эта проблема – первичные вызовы на реализацию мусорной реформы. Мы, по сути, заново создаем целую отрасль. И это актуально для всех регионов, поэтому вопрос должен решаться на федеральном уровне», – заключил эксперт.

По мнению Руслана Губайдуллина, ситуация изменится, когда в полной мере заработает федеральная схема обращения с отходами, разработанная в Минприроды. Тогда же, возможно, будет создан механизм доплаты переработчикам, чтобы у них был стимул заниматься этим бизнесом. Также, по мнению эксперта, необходима компенсация затрат на раздельный сбор мусора на контейнерных площадках, «иначе сбор будет только для вида».

Напомним, первый проект федеральной схемы обращения с ТКО был одобрен этой весной. Окончательно документ должен быть утвержден осенью этого года. По словам заместителя председателя правительства РФ Виктории Абрамченко, данная схема позволит увидеть реальную картину отрасли, ее белые пятна и ключевые точки развития инфраструктуры движения ТКО.

«Это позволит системно подходить к распределению инвестиций на создание необходимых объектов», – сказала вице-премьер.

ИСТОЧНИК fedpress.ru

Добавить комментарий