Ветки и листву предложили приравнять к твердым коммунальным отходам, а строительный мусор выделить в отдельный вид ТКО. Такие нормы содержит законопроект, который вносит изменения в закон «Об отходах производства и потребления». Документ подготовили депутаты Госсовета Татарстана. 11 ноября его рассмотрят на президиуме парламента, а 18-го числа — на самом Госсовете. После законопроект планируют внести в Госдуму. Кроме того, депутаты Татарстана предлагают разобраться с жидкими бытовыми отходами. Такое обращение подготовлено на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина.
Треть россиян без канализации
По данным Росстата, в России только 65,4 процента жилищного фонда оборудовано централизованной канализацией. В сельских населенных пунктах этот показатель еще меньше — всего 18,3 процента, говорится в обращении к Вячеславу Володину. «Таким образом, основная часть сельских территорий не обеспечена централизованной системой водоотведения, а сбор и вывоз таких отходов осуществляются специализированным транспортом», — обращают внимание федерального спикера региональные депутаты.
При этом порядок обращения с жидкими бытовыми отходами в домах без канализации — а это выгребные ямы, септики и так далее — в настоящее время законом практически не регламентируется, отмечается в обращении.
«В частности, отсутствуют однозначное определение понятия „жидкие бытовые (коммунальные) отходы“, разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления таких отходов, не разработаны и отсутствуют методики определения состава жидких отходов», — отметили депутаты.
По мнению парламентариев из Татарстана, все это негативно сказывается на экологии и угрожает здоровью россиян, ведь нередко такие отходы просто сбрасывают в местный пруд, озеро или реку. Такие случаи есть и в самой Республике.
Как отметил глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, «от людей идут многочисленные жалобы — сбросы в реки, Волга зеленеет. Эти вопросы касаются не только Татарстана, но и других регионов. Исключить их локально не получится, нужны федеральные решения». Об этом он заявил на совместном заседании комитетов по жилищной политике и по экологии 10 ноября, где и обсудили инициативы.
При этом региональный спикер подчеркнул, что предлагаемые изменения не ставят задачу роста тарифов и увеличения затрат населения.
«Основная цель — отладить единый механизм, сделать его рабочим, понятным и прозрачным», — сказал он.
Из чего состоят свалки
Если президиум, а затем и сам парламент поддержат инициативу, депутаты Татарстана готовы поучаствовать в подготовке необходимых документов, сказали в пресс службе Госсовета, например, войти в рабочую группу по подготовке такого законопроекта.
А вот другая законодательная инициатива уже готова, рассказали в пресс-службе. Это поправки в Закон «Об отходах производства и потребления». В частности, документ хотят дополнить понятием «отходы строительства и ремонта».
Как следует из текста законопроекта, под ними хотят понимать «отходы, образовавшиеся в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса зданий, строений, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций объектов промышленного и гражданского назначения».
По словам председателя комитета Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина, до 80 процентов несанкционированных свалок состоит именно из строительных и ремонтных отходов. При этом механизм обращения с такими отходами также не прописан.
«В связи с этим предлагается не только ввести новое понятие „отходы строительства и ремонта“, но и правила обращения с ними», — отметил Тыгин.
По мнению депутатов Госсовета, их должны определять регионы с учетом общих требований федеральных норм и правил в области строительства и ремонта.
Ветки и листву хотят включить в ТКО
Также в законе может появиться понятие «зеленые» отходы — это ветки, листва, древесные остатки, которые сейчас не относятся к ТКО. Для этого парламентарии Татарстана предлагают расширить понятие твердых бытовых отходов, включив в него отходы, «образуемые на придомовых территориях в процессе содержания зеленых насаждений».
При этом Александр Тыгин отметил, что, определив правовой статус таких отходов, не следует «нагружать» граждан дополнительными договорами о вывозе веток и растительных остатков.
«Принесли люди на контейнерную площадку — и хорошо, что в ближайший овраг не сбросили, — сказал он. — Пусть регоператор примет, стабилизирует массу или переработает».
Также депутаты предложили уточнить, кто именно является собственником отходов. Сейчас по закону за создание и содержание мусорных площадок отвечают местные власти. Региональный же оператор только подбирает мусор, выпавший при погрузке.
По мнению авторов законопроекта, право собственности на отходы надо отдать операторам, а значит, и обязать их следить за площадками.
Чьи контейнерные площадки
Прокомментировать эти предложения журналисты попросили зампреда Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлану Разворотневу.
Что касается строительных отходов и отходов от обрезки деревьев — это гигантская проблема в сельской местности, подтвердила депутат.
«У меня лично есть такие обращения из Самары и других субъектов», — сообщила она. «Однако вопрос, как всегда, упирается в деньги. Если увеличить для региональных операторов нормативы, а это неизменно произойдет с введением новых видов отходов, они начнут требовать повышения платы. В сельской местности это вопрос неоднозначный», — считает Разворотнева.
При этом она отметила, что переходить на фактический учет отходов необходимо. А отвечать за это должны региональные власти, а не муниципалитеты, как сейчас. Что же касается передачи региональным операторам обязанности по обслуживанию контейнерных площадок — это очень хорошая инициатива, считает депутат. «Я уже думала, если никто такое предложение не внесет, я сама выйду с такой инициативой», — сообщила Разворотнева.
«Думаю, что Государственная Дума рассмотрит предложения, а некоторые, может быть, даже поддержит», — заключила парламентарий.
ИСТОЧНИКpnp.ru