Проект закона разработан в целях совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами, отходами от использования товаров, а также вторичных материальных ресурсов и направлен на разработку механизмов, направленных на вовлечение наибольшего количества граждан в процессы экологического просвещения и раздельного сбора отходов на территории Московской области.
Одной из мер, позволяющих добиться максимального результата в Московской области, является мероприятие, которое поспособствует развитию соответствующего воспитания у граждан — это реализация социально-значимого проекта по размещению автоматизированных устройств по приему тары (фандоматов (экопунктов)) на территории Московской области.
В ежегодном обращении Губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва
от 27.04.2021 проект по размещению фандоматов (экопунктов) был отмечен
как наиболее значимый при реализации программы правительства Российской Федерации по раздельному сбору отходов.
Установка фандоматов (экопунктов) будет способствовать реализации социально-значимого проекта раздельного сбора отходов и повышению экологического просвещения.
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, предусмотрено достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития и обеспечивается решением основных задач, включая формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования
и воспитания используются механизмы включения вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания
в государственные, федеральные и региональные программы.
В целях реализации вышеуказанных задач необходимо начать постепенное адаптирование граждан к раздельному сбору отходов, первый этап — это установка фандоматов (экопунктов) в зданиях, строениях, сооружениях Московской области.
Исходя из установки фандоматов (экопунктов) на указанных территориях следует, что данное имущество принадлежит на праве собственности городским округам и Московской области.
Фандоматы (экопункты) будут находиться в частной собственности, но цели
у юридического лица, имеющего в собственности фандоматы (экопункты),
и государственные цели совпадают.
Согласно п. 1.4 распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 № 350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области» (далее — распоряжение № 350-РВ) фандомат (экопункт) — роботизированный автомат, предусматривающий сбор товаров или упаковки, утративших свои потребительские свойства, в обмен
на денежное вознаграждение, купон на скидку для покупки товара и другие возмездные меры, стимулирующие сбор товаров и упаковки.
Фандомат (экопункт) относится к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, данная деятельность является регулируемой и затраты
на ее осуществление должны учитываться в тарифе, включая затраты на покупку фандоматов (экопунктов) и соответственно дальнейшее обеспечение.
Объекты (имущество) Московской области будут переданы в аренду
для использования по целевому назначению для развития социально-значимого проекта по раздельному сбору отходов и экологического просвещения граждан
на территории Московской области.
В рамках реализации программы, по раздельному сбору отходов принято решение разместить до 2024 года включительно 5 000 фандоматов (экопунктов)
на территории Московской области. В целях реализации поставленной задачи Московская область планирует компенсировать из общей стоимости затрат
на закупку фандоматов (экопунктов) 240 млн. рублей из собственного бюджета.
Соответственно, если юридическое лицо/собственник фандомата (экопункта)/ организации, имеющие во владении и (или) пользовании фандомат (экопункт) должен будет арендовать территорию под фандомат (экопункт) по полной арендной ставке, то необходимо компенсировать понесенные затраты на содержание арендуемой территории и арендную плату через тариф, а при его очевидной недостаточности через субсидию из бюджета Московской области.
С целью исключения роста тарифов и необходимости предоставления субсидии из бюджета Московской области, предлагается установить особый порядок предоставления в аренду объектов государственной собственности Московской области для установки фандоматов (экопунктов).
В целях определения порядка реализации указанной нормы проектом закона предлагается дополнить Закон Московской области от 10.07.2009 № 88/2009-ОЗ
«Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» статьей 3.4. «Особенности передачи в аренду объектов областной собственности
в целях осуществления установки фандоматов (экопунктов)» (далее — Закон).
Кроме того, в целях стабилизации тарифообразующих расходов для таких случаев аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Московской области, проектом закона предлагается установить фиксированную ставку арендной платы в размере 1 рубль в год за один квадратный метр объекта
без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, Закон Московской области от 10.07.2009 № 88/2009-ОЗ «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» уже имеет аналогичную норму, касающуюся фиксированной ставки арендной платы в размере 1 рубль в год за один квадратный метр объекта без проведения торгов (конкурсов, аукционов), которая содержится в статьях 3.2., 3.3., 5.
Документы
ИСТОЧНИКwww.mosoblduma.ru