Поделиться новостью в социальной сети:

Законодательную инициативу членов Совета Федерации по внесению изменений в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и признанию части медицинских отходов коммунальными обсуждают не только в профильных комитетах Государственной думы, но и руководители региональных операторов по обращению с ТКО.

В настоящее время в России установился такой порядок — все отходы, которые образуются в поликлиниках и больницах, считаются медицинскими. Их оборот регулируется СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В зависимости от возможного воздействия с инфекциями и источниками радиации их делят на пять категорий. Категория, А — самая объемная, так как по составу — это простые твердые коммунальные отходы без токсикологической, инфекционной и радиационной опасности. Именно их предлагают законодательно отнести к ТКО. Пока этого нет, отходы категории, А из медицинских учреждений могут вывозить не только региональные операторы, но и фирмы, которые занимаются обращением медотходов.

В ассоциации регоператоров считают необходимым приравнять медицинские отходы класса, А к ТКО и закрепить ответственность за обращение с ними за региональным оператором, а также распространить на них все требования 89-ФЗ, которые применяются к отходам производства и потребления и ТКО. Таким образом, можно будет отследить всю цепочку обращения с медицинскими отходами класса, А и исключить возможность их попадания на несанкционированные площадки размещения.

В настоящее время медотходы выведены из-под действия Закона об отходах, и, как следствие, в отношении них отсутствует: возможность получения разрешительных документов, лицензионный и экологический контроль, а также требования, предъявляемые к объектам обеззараживания, обезвреживания и размещения таких отходов. Подобная ситуация ведет к появлению неучтенных отходов, риску образования свалок и нарушению безопасности.

Такой же точки зрения придерживается директор ООО «ТБО «Экосервис» Анна Распопова. Предприятие является региональным оператором в западном административно-производственном объединении (АПО) Свердловской области.

«По моему мнению, целесообразно на законодательном уровне включить в полномочия региональных операторов по обращению с ТКО обращение с медицинскими отходами класса А. Этот класс приближен к ТКО (он эпидемиологически безопасен, не имеет контакта с биологическими жидкостями пациентов и инфекционными больными). Такой законодательный шаг позволит организовать обращение с этими отходами исключительно под контролем уполномоченных органов в сфере обращения с ТКО. Нельзя медицинские учреждения исключать из общих правил», — рассказала она.

Также она отметила, что в зоне ответственности регионального оператора ООО «ТБО «Экосервис» есть все необходимые условия для легального оборота медотходов класса, А и общество готово к такой работе.

Исполнительный директор ООО «Компания «Рифей», которое является региональным оператором по обращению в ТКО в северном АПО Свердловской области Федор Потапов поддержал законодательную инициативу сенаторов, однако отметил:

«С одной стороны, вполне логично, что обращением с медицинскими отходами класса А, безопасными для человека, должны заниматься региональные операторы. Однако недостаточно приравнять обеззараженные и неопасные медицинские отходы к твердым коммунальным и закрепить это в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления. Необходимо также на законодательном уровне четко регламентировать деятельность по обезвреживанию опасных отходов, продумать государственную систему фильтрации ненадежных компаний-исполнителей. Тогда можно будет не беспокоиться, что в состав ТКО, а затем на мусоросортировочные комплексы и на полигоны попадут опасные медицинские отходы».

Медицинские отходы класса Б подлежат обеззараживанию. После этого они также становятся фактически ТКО, хотя по документам не являются таковыми. Именно об этом говорит Федор Потапов. Как заявляет заместитель председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной думы Жанна Рябцева, отсутствие законодательной регламентации порядка обеззараживания и дальнейшего обращения медотходов как ТКО «приводит к бардаку в этой сфере»: нет четкого учета, нет реальной ответственности и контроля за тратами медучреждений на эту деятельность. Фирмы-однодневки просто выбрасывают медотходы класса Б в мусорные контейнеры или вывозят на полигоны ТКО.

ИСТОЧНИКvedomosti.ru