Как уменьшить образование отходов, снизить объемы захоронения мусора и добиться ликвидации свалок? Экспертное мнение по вопросу мусорной реформы высказал Валерий Петросян, доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ, вице-президент РАЕН, эксперт ООН по химической безопасности, зам. генерального директора по научному развитию АО «РТ-Инвест».
«Решение всероссийской проблемы твердых коммунальных отходов требует обширных знаний в области устойчивого развития и его основных элементов (рационального природопользования, экологической безопасности, циркулярной экономики, социальных проблем и анализа больших данных). Поэтому людям, которых государство ставит на всех уровнях для эффективного решения этой проблемы, нужно дать возможность пройти специальную подготовку в этой сфере управления.
Если говорить коротко об обсуждаемой проблеме, то, к сожалению, долгое время многие россияне не знали, что со свалок ТКО с газообразными и жидкими выбросами в организмы людей поступают супертоксичные вещества, в том числе вызывающие рак и гормональные разрушения.
Хотя я еще более двадцати лет назад, работая в Госкомиссии по выбору технологий для уничтожения химического оружия в соответствии с Парижской конвенцией 1993 года, в различных лекциях и интервью называл свалки ТКО химическими бомбами замедленного действия. Однако только в 2018 году жители Подмосковья и других регионов России реально осознали негативное воздействие этих свалок на свое здоровье и массово выступили против дальнейшего накопления ТКО на свалках. Начатая по инициативе Президента России Владимира Путина реформа в сфере обращения с отходами предписывала уже с 1 января 2019 года начать создание и внедрение в действие новой системы управления ТКО, позволяющей в кратчайшие сроки создать научно-техническую основу с конкретной стратегией и инфраструктурой, чтобы Россия могла выйти на уровень таких передовых в этом отношении стран, как Швейцария, Швеция, Дания, Япония, Бельгия, Германия, Нидерланды и другие.
В основе новой системы управления ТКО в России прежде всего должен быть реализован повсеместный и единообразный раздельный сбор отходов населением: в один тип контейнеров – сухие неорганические (стекло и металлы) и органические (бумага, картон, полимеры) отходы, а во второй тип – влажные биоорганические (пищевые и растительные) отходы. Все контейнеры будут снабжены специальными датчиками, чтобы информировать людей, занимающихся вывозом отходов, об их заполнении.
Второй этап – раздельный вывоз раздельно собранных населением отходов на комплексы по их переработке (КПО), где их уже будут более качественно сортировать роботизированные устройства и профессионально обученные рабочие. Такая сортировка нужна для обеспечения чистоты отходов, необходимой для дальнейшего эффективного использования различных технологий их переработки.
На третьем этапе реализуется раздельная логистика из КПО сортированных отходов на уже имеющиеся и строящиеся предприятия по переработке разделенных сухих отходов во вторичные материальные ресурсы, а влажные биоорганические отходы на других предприятиях будут перерабатываться в компост и электроэнергию.
Одновременно с этим федеральным и региональным руководителям, а также Российскому и региональным экологическим операторам необходимо работать над ликвидацией старых свалок и рекультивацией освобожденных от них площадей.
Опыт Московской области, Республики Татарстан и некоторых других регионов показывает, что, следуя новой системе управления ТКО, можно добиваться своевременного и эффективного решения поставленных задач, если целеустремленно работать одновременно над реализацией всех трех ее этапов и уничтожением старых свалок.
Надеюсь, что благодаря новой системе управления с отходами мы в разумные сроки добьемся уничтожения свалок – этих раковых опухолей на здоровом теле России – и реализуем правильный принцип нулевого захоронения «Нет свалок – нет отходов», который взят на вооружение всеми передовыми странами нашей планеты».
ИСТОЧНИК Счетная палата РФ