Необходимость разработки проекта Указа вызвана тем, что ППК «Российский экологический оператор» привлекается к вопросам, выходящим за пределы её правоспособности, определенной Указом № 8, например, к созданию государственной информационной системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), расчету стоимости ликвидации объектов накопленного вреда, определению способов утилизации отходов производства и потребления, за исключением твердых коммунальных отходов, и другим.
Также с 01.01.2022 ППК «Российский экологический оператор» определена руководителем федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» (далее — ФП «ЭЗЦ»), в рамках которого осуществляется разработка отраслевых программ, предусматривающих применение различных видов отходов, являющихся вторичными ресурсами, в различных сферах — в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в промышленном производстве, в сельском хозяйстве.
Таким образом, цели, на достижение которых направлен ФП «ЭЗЦ», являются более широкими по сравнению с правоспособностью ППК «Российский экологический оператор», установленной пунктом 3 Указа № 8.
Необходимо отметить, что вопросы регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами не представляется возможным рассматривать в отрыве от регулирования вопросов обращения с отходами производства и потребления.
Зачастую на одном объекте инфраструктуры осуществляется деятельность не только в отношении твердых коммунальных отходов, но и иных видов отходов (например, на объектах размещения отходов могут размещаться как твердые коммунальные отходы, так и отходы III-V классов опасности, на объектах компостирования могут утилизироваться как отдельные фракции твердых коммунальных отходов, так и иные виды отходов органического происхождения).
Таким образом, для создания комплексной системы обращения с отходами производства и потребления необходимо проводить анализ и оценку всех образуемых отходов, а также определять возможные способы их удаления в зависимости от состава. Такой подход позволит оптимизировать расходы на создаваемую инфраструктуру, сформировать привлекательные условия для реализации инвестиционных проектов и снизить стоимость оказываемых услуг.
Комплексный подход к централизации функций и полномочий ППК «Российский экологический оператор» позволит построить эффективную систему регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, включающей обращение как с твердыми коммунальными отходами, так и с иными видами отходов производства и потребления.
ИСТОЧНИКregulation.gov.ru