|
Обсуждение «мусорной реформы» в Законодательном собрании Новосибирской области не ограничилось критикой предыдущего нереализованного проекта. Так или иначе, проблему с утилизацией твердых коммунальных отходов региону необходимо решать, поэтому депутаты заксобрания сформулировали обязательные условия нового подхода к планам по созданию и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры области.
По словам министра жилищно-коммунального хозяйства Дениса Архипова, согласно территориальной схеме создание объектов инфраструктуры ТКО предполагается в 14 районах Новосибирской области.
В них планируется возведение новых и реконструкция действующих объектов — от мусоросортировочных линий до полигонов и подъездных дорог к ним. При этом будут задействованы различные механизмы финансирования предстоящих работ. В их числе — самостоятельное бюджетное финансирование, инвестиционное бюджетное кредитование, при котором 50% средств на капитальные затраты предоставляются за счет федерального бюджета, механизмы концессии и инвестиции эксплуатирующих организаций.
При обсуждении этих планов депутаты заксобрания высказали немало критических замечаний и конструктивных предложений, относящихся в основном к предлагаемым методам привлечения финансовых ресурсов и составу участников будущих работ.
Так, депутат Дмитрий Козловский предложил рассмотреть возможность создания инфраструктуры для системы ТКО за бюджетные деньги — по его мнению, это даст области возможность держать процессы под полным контролем: «Построили же за три года на областные и федеральные деньги ледовый дворец — почему бы и инфраструктуру для системы ТКО не создать за бюджетные деньги? Зачем ждать мусорного коллапса, когда можно все держать в областных руках?».
А заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко в случае, если все же область пойдет по пути концессионых соглашений, считает необходимым провести оценку стоимости строительства полигонов, которые включены в перечень возводимых объектов. Он же указал, что при подготовке документации для заключения концессионного соглашения нельзя к ее разработке допускать никакие компании, дабы не создавать для них явные преференции.
В то же время Алексей Андреев обратил внимание представителей регионального правительства и депутатов на то, что планами не предполагается глубокая переработка мусора.
«Пока мы выбираем участки для полигонов, в других регионах из мусора биогаз добывают, биотопливо, вырабатывают электрическую энергию», — констатировал депутат. С ним согласен и заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Константин Антонов — по его мнению, предлагаемое правительством развитие событий не обещает качественного скачка в решении проблемы. «Почему мы не рассматриваем создание собственного регионального оператора? Этот вопрос надо рассматривать и за это голосовать», — убежден парламентарий.
В итоге первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панферов призвал правительство региона к конструктивной совместной работе с депутатами. При этом заксобрание не должно подменять работу исполнительной власти, «его задача — оценить и выразить свое мнение». По результатам заседания депутатами было принято решение с рекомендациями правительству рассмотреть различные механизмы реализации «мусорной реформы», не ограничиваясь формой концессии. В случае же выбора этого инструмента заключать соглашения по каждому объекту в отдельности, а также устанавливать размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств концессионера, с исключением из концессионных соглашений необоснованных и излишних бюджетных гарантий концессионеру.
«В законодательство области внесены изменения — рассмотрение в Законодательном собрании предваряет заключение соглашения и проведение конкурсов. Принятием рекомендаций законодателей области теперь мы разделяем ответственность с исполнительной властью», — резюмировала заместитель председателя Законодательного собрания Ирина Диденко.