Поделиться новостью в социальной сети:

Вопрос

Наша компания является импортером одежды.

В течение года нередко встречаются случаи порчи товара или брака. Одежда в дальнейшем непригодна для продажи или передачи на благотворительность и др.

Компания вынуждена ее утилизировать, согласно действующему природоохранному законодательству.

В основном под утилизацию попадают группы товаров 4,5,6.

Учитывая изложенное, можем ли мы, передавая одежду на утилизацию утилизатору и получая акт утилизации, учитывать данный объем в отчетности о выполнении нормативов утилизации и считается ли это отходом от использования товаров???

Повторимся, одежда не была продана зачастую Покупателю. Она прошла путь от нашего распределительного центра, была бракована/испорчена и возвращения снова на РЦ, откуда потом и передана утилизатору в целях утилизации.

По сути, это однородные отходы от той же аналогичной одежды, что и выпущены в оборот Покупателю при продаже.

Ответ

В настоящее время, в т. ч. за отчётность за 2023 год действуют следующие положения, согласно п. 1.2. ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации, поэтому по букве закона, если Вы НЕ реализовывали товар, то он не должен попадать в декларацию и в расчёт нормативов, по духу закона соответственно, если товар не был в употреблении, т. е. не является отходом от использования товаров (отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств), то его утилизацией нельзя закрывать нормативы.

Однако, в настоящее время отсутствуют механизмы прозрачного учета выбракованных товаров при подготовке декларации, тут возникают свои сложности, если брак выявился после реализации. Тогда утилизацию такого брака можно засчитывать в счёт выполнения нормативов утилизации, но следует ясно осознавать правовую природу возникающих отношений, чтобы в случае вопросов и споров уметь разъяснить её правоприменителю.

Во-первых, что была формальная реализация.

Во-вторых, что было формальное хоть какое-то использование, в процессе которого выявился брак, в-третьих, в реальности, покупатель мог не заморачиваться возвратом, а просто выбросить бракованную продукцию вместе с упаковкой.

Иная трактовка данной ситуации приводит к тому, что, если этот товар не считать утилизированным в рамках РОП, его нельзя считать выпущенным в обращение.

Следовательно, декларация должна будет подлежать корректировке с уменьшением количества выпущенных в обращение товаров на количество товара, изъятого из оборота, однако как это сделать без последствий для предприятия в отсутствии соответствующего регламента большой вопрос. При этом в договорах целесообразно не акцентировать внимание на том, что речь идет о браке тех или иных товаров, а указывать наименование отходов в полном соответствии с 4 блоком ФККО (кстати, тут у Вас могут быть проблемы, потому что в настоящее время в ФККО отсутствуют отходы одежды, кроме спец. одежды).

В случае же предъявления претензий нужно настаивать на корректировке декларации — исключении брака из количества товаров, выпущенных в обращение, и одновременно исключении этих же товаров из актов утилизации. Иная трактовка (что и в РОП включить нельзя, и из количества выпущенных в обращение товаров исключить нельзя) будет нарушением правового принципа справедливости, несправедливым взиманием экологического сбора (и экологический сбор заплатил, и товар не продал).

НО это всё пока, начиная с 2024 года, вступают в силу новые правила РОП, утверждённые Федеральным законом от 04.08.2023 № 451-ФЗ, и там будут действовать совершенно иные условия. Так у импортера обязанность по утилизации возникает со дня принятия товаров, упаковки на учет при импорте из стран — членов ЕАЭС, у иных импортеров — со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления, если у импортера есть намерение самостоятельно утилизировать отходы от их использования. Если намерения самостоятельной утилизации нет, то экологический сбор должен быть уплачен до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления (эта норма вступит в силу позже — с 1 января 2026 года, а до этого срока исполнение обязанности в части РОП таких импортеров производится как у импортеров из стран — членов ЕАЭС).

При этом под самостоятельной утилизацией помимо создания и использования собственной инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров подразумевается также возможность заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров, включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.

Самостоятельная утилизация производится при:

  • Утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в одну группу (утилизация взаимозаменяемых товаров, упаковки).
  • Утилизации отходов, вторичного сырья, которые включены в Перечень видов отходов, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации. Данный Перечень утверждается Правительством РФ.
  • Производстве только тех товаров, которые включены в Перечень видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации отходов, вторичного сырья из указанного выше Перечня видов отходов, вторичного сырья. Этот Перечень видов товаров также утверждается Правительством РФ.
  • Учете возможностей производственного утилизационного оборудования.
  • Взаимодействии с утилизатором, включенным в реестр утилизаторов Росприроднадзора (при этом непонятно, нужно ли производителю/импортеру обеспечивать собственное включение в реестр утилизаторов если такой производитель/импортер осуществляет утилизацию для выполнения собственных нормативов утилизации).
  • Для импортеров из стран — не членов ЕАЭС — при предоставлении в ЕГИС УОИТ (единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров) уведомления о намерении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договором поручительства уплаты данной суммы утилизатором.

В общем, я вижу основания для возможности зачёта утилизации этих отходов в счёт выполнения норматив особенно с учётом вступающих в силу изменений, противоречий букве нет, только духу, к тому же, например, упаковка от этой одежды точно попадает под определение ОИТ, если хотите снизить риски претензий, то можно попробовать попытаться получить соответствующие разъяснения у ЦА Росприроднадзора, но ещё раз отмечу, что не понимаю, как именно у Вас учитывается этот брак по ФККО, если по видам отходов из 3 го блока (производственным), то тут риск претензий возрастает.

ИСТОЧНИКecovopros.ru